Америка… как это начиналось
Всемирный образовательный бум, расширение сети университетов позволили тысячам молодых людей приобщиться к мировому интеллектуальному наследию, почувствовать себя гражданами мира. Для молодежи США это, кроме всего прочего, означало, что потомки афроамериканцев стали выходить из замкнутого мира «цветных» кварталов и получили возможность интегрироваться в общественные процессы.
Начавшуюся вьетнамскую экспансию США вели под лозунгом защиты демократии и свободы. Это дало активистам-протестантам возможность превратить волны протеста в цунами: «Лишенные свободы внутри своей страны, наши дети защищают ее где-то на краю земли», - говорили они и добавляли: «Вы отобрали у нас все человеческие права и оставили только одно право – умирать». Эти люди больше не хотели быть пасынками Америки – они требовали гражданских, да просто человеческих прав.
Очень кстати подоспели и кубинские события: в США все чаще слово «barbudos» («бородачи») заменялось словом «libertadores» («освободители»).
Все это в немалой степени способствовало тому, что к движению протеста примкнули леворадикальные «latinos».
Белые участники движения тяготели к року, для афроамериканцев традиционно ближе были ритмы блюза, испаноговорящие имели свои музыкальные традиции.
Толерантная и терпимая молодежь Америки, при всей своей революционности, ничего не выбрасывала на свалку. Она создала сразу несколько новых музыкальных стилей, которые представляли собой своего рода конгломерат, объединение разного в единое.
В этом едином нашлось место и музыке хиппи, которые на пике своего развития создали немало нежных и чувственных композиций, получивших распространение и популярность.
Для испаноговорящих исполнителей немыслимо было отказаться от гитары. Рок и блюз исполнители, чтобы добиться большей напористости и ритмичности, все чаще отказываются от духовых инструментов и фортепиано, отдавая предпочтение семиструнной «испанской» гитаре и делая ее электрической, чтобы увеличить разряд звучания и силу воздействия. Хиппи и вовсе отбрасывают «консервативные» инструменты в пользу «демократичной» гитары.
Тематика афроамериканских духовных песнопений с их призывом к свободе личностной и гражданской пришлась очень кстати. По мере роста и укрепления протестных настроений менялись некоторые слова в традиционных «спиричуэлз»: вместо «я хочу быть свободным» стали петь «мы хотим быть свободны», «мы станем свободны», «мы организуемся», «мы победим».
«Латинос» охотно исполняли песни, популярные в революционной Кубе: о крестьянке из Гуантанамо, о команданте. «Мы уже держим знамя борьбы», - это звучало как призыв.
Первой песней, своего рода гимном, объединившим на длительное время разные протестные течения и направления во всем мире, стала композиция «Все преодолеем». Ее исполняли Сигер, Армстронг, Баэз и даже…Клинтон и Обама. Слова афроамериканской спиричуэлз были одинаково близки всем: «мы дружны, мы едины, мы идем к общей цели».
Первым автором-исполнительницей, голос которой одинаково затрагивал всех, кому одинаково верили все, стала американская студентка, чей отец был выходцем из Мексики, а мать – из Шотландии. Родители и имя дали ей соответствующее: Джоан Чендос. Стихи Баэз писала по-английски и по-испански. Первое время, пока она только училась композиции и аранжировке, ей помогали Леннон и Саймон, Брель и Маккартни. Играя на разных инструментах, она предпочитала гитару.
«Я не пою для белых, я не пою для черных. Я пою – для всех», - говорила она.
Тематика ее песен: антирасизм, антимилитаризм, антибуржуазность.
В ее песнях звучали слова о том, что в обществе есть масса проблем, о том, почему есть эта масса проблем, и о том, что нужно сделать, чтобы этих проблем не было.
Начавшуюся вьетнамскую экспансию США вели под лозунгом защиты демократии и свободы. Это дало активистам-протестантам возможность превратить волны протеста в цунами: «Лишенные свободы внутри своей страны, наши дети защищают ее где-то на краю земли», - говорили они и добавляли: «Вы отобрали у нас все человеческие права и оставили только одно право – умирать». Эти люди больше не хотели быть пасынками Америки – они требовали гражданских, да просто человеческих прав.
Очень кстати подоспели и кубинские события: в США все чаще слово «barbudos» («бородачи») заменялось словом «libertadores» («освободители»).
Все это в немалой степени способствовало тому, что к движению протеста примкнули леворадикальные «latinos».
Белые участники движения тяготели к року, для афроамериканцев традиционно ближе были ритмы блюза, испаноговорящие имели свои музыкальные традиции.
Толерантная и терпимая молодежь Америки, при всей своей революционности, ничего не выбрасывала на свалку. Она создала сразу несколько новых музыкальных стилей, которые представляли собой своего рода конгломерат, объединение разного в единое.
В этом едином нашлось место и музыке хиппи, которые на пике своего развития создали немало нежных и чувственных композиций, получивших распространение и популярность.
Для испаноговорящих исполнителей немыслимо было отказаться от гитары. Рок и блюз исполнители, чтобы добиться большей напористости и ритмичности, все чаще отказываются от духовых инструментов и фортепиано, отдавая предпочтение семиструнной «испанской» гитаре и делая ее электрической, чтобы увеличить разряд звучания и силу воздействия. Хиппи и вовсе отбрасывают «консервативные» инструменты в пользу «демократичной» гитары.
Тематика афроамериканских духовных песнопений с их призывом к свободе личностной и гражданской пришлась очень кстати. По мере роста и укрепления протестных настроений менялись некоторые слова в традиционных «спиричуэлз»: вместо «я хочу быть свободным» стали петь «мы хотим быть свободны», «мы станем свободны», «мы организуемся», «мы победим».
«Латинос» охотно исполняли песни, популярные в революционной Кубе: о крестьянке из Гуантанамо, о команданте. «Мы уже держим знамя борьбы», - это звучало как призыв.
Первой песней, своего рода гимном, объединившим на длительное время разные протестные течения и направления во всем мире, стала композиция «Все преодолеем». Ее исполняли Сигер, Армстронг, Баэз и даже…Клинтон и Обама. Слова афроамериканской спиричуэлз были одинаково близки всем: «мы дружны, мы едины, мы идем к общей цели».
Первым автором-исполнительницей, голос которой одинаково затрагивал всех, кому одинаково верили все, стала американская студентка, чей отец был выходцем из Мексики, а мать – из Шотландии. Родители и имя дали ей соответствующее: Джоан Чендос. Стихи Баэз писала по-английски и по-испански. Первое время, пока она только училась композиции и аранжировке, ей помогали Леннон и Саймон, Брель и Маккартни. Играя на разных инструментах, она предпочитала гитару.
«Я не пою для белых, я не пою для черных. Я пою – для всех», - говорила она.
Тематика ее песен: антирасизм, антимилитаризм, антибуржуазность.
В ее песнях звучали слова о том, что в обществе есть масса проблем, о том, почему есть эта масса проблем, и о том, что нужно сделать, чтобы этих проблем не было.