Авторская песня в «их» Европе
Тревожная и взрывоопасная атмосфера сложилась и в странах Западной Европы, где с экономикой был порядок. Товарный и продовольственный дефицит для них означал только свободное пространство в каком-то секторе, которое нужно было просто заполнить и, по возможности, монополизировать. Наученные опытом русской революции, правительства Запада смекнули, что рабочим и служащим нужно платить столько, чтобы те имели возможность приобретать все, что производится. Периодические кризисы были кризисами перепроизводства, требующими, в основном, умного планирования и регуляции цен.
Зреющее протестное настроение в каждой стране имело свои особенности.
Немцы протестовали против фашистского наследия и засилия наци в правительстве.
Дети требовали от отцов покаяния и отречения.
Франция возмущалась де Голлем. Испания не смирилась с Франко.
Студенты выходят на демонстрации, строят баррикады, захватывают университеты. К ним присоединяются рабочие.
Энергетическая мощь студенческих волнений искала выхода. Поначалу казалось, что молодежь найдет его в энергетике традиционного рока, в его разрушительности. Но энергетика студенческого движения тех лет оказалась сильнее и свободней энергетики традиционного рока, громкой музыки и пустых слов на короткой привязи у больших денег.
К концу 60-х в англоязычных странах формируется рок тяжелого металла и рок панков. Разница между ними поначалу состояла в том, что «тяжелый» рок просто был клапаном своего рода для «выпуска пара», в то время как панки в песнях затрагивали социальные и моральные проблемы. Третьим направлением стала музыка хиппи с пропагандой гармонии и всеобщей свободной любви.
Открылись новые возможности для самовыражения талантливых людей. Возникло еще одно направление в песенном творчестве. В него пришли наиболее яркие личности, имеющие собственный взгляд на мир и умеющие этот взгляд выразить в песенной форме.
Во Франции засверкала звезда Брассенса и Бреля. Шансонье их продолжали называть просто по устоявшейся традиции, хотя все знали, что большинство их песен сочинены самими авторами. Бунтари и потрясатели основ, они отвергают буржуазный мир вообще, государство вообще, мораль вообще. Способом такого отвержения они избрали насмешку и сатиру. Запретных тем для них не было. Запретных слов и выражений – тоже. Они всегда мыслили самостоятельно и на все имели собственное мнение.
В творчестве Брассенса отвергаются все общественные ценности, принятые «по умолчанию». «Я презираю стадо и не живу в нем», - вот что может служить объяснением брассеновской несдержанности в словах. В его песнях нет иносказаний и эвфемизмов. Женщин легкого поведения он называл так, как называют их в кварталах парижского «дна», процесс обмена веществ – точно так же.
Брассенс не утруждался и тем, что называется «умением вести себя на сцене», и это придавало особый шарм его выступлениям. Главное же – он умел под аккомпанемент гитары общаться со зрителями так, что его слушали и к нему прислушивались.
Франкоязычный бельгиец Брель в начале своей карьеры вдоволь наслушался язвительных отзывов о себе и своих песнях. Первая пластинка продалась в количестве 200 штук.
На пике популярности – по два концерта в день, километровые очереди за билетами, гастроли на всех континентах. Даже «Битлы» не столкнули песни Бреля с первых строчек в хит-парадах.
А между этим – адский, каторжный труд. Эдит Пиаф говорила о Бреле: «В жизни и песнях он доходит до эмоционального предела и даже переходит через этот предел». Он, как и Высоцкий, просто не умел делать что-либо «наполовину».
Брель сполна рассчитался с насмешниками. В песне о буржуа он скажет, что их глаза слепы, потому, что они залиты пивом, но эти … (свиньи) все же видят «салонные манеры» и … (задницы) тех, кто пришел, чтобы выбросить их на свалку.
Зреющее протестное настроение в каждой стране имело свои особенности.
Немцы протестовали против фашистского наследия и засилия наци в правительстве.
Дети требовали от отцов покаяния и отречения.
Франция возмущалась де Голлем. Испания не смирилась с Франко.
Студенты выходят на демонстрации, строят баррикады, захватывают университеты. К ним присоединяются рабочие.
Энергетическая мощь студенческих волнений искала выхода. Поначалу казалось, что молодежь найдет его в энергетике традиционного рока, в его разрушительности. Но энергетика студенческого движения тех лет оказалась сильнее и свободней энергетики традиционного рока, громкой музыки и пустых слов на короткой привязи у больших денег.
К концу 60-х в англоязычных странах формируется рок тяжелого металла и рок панков. Разница между ними поначалу состояла в том, что «тяжелый» рок просто был клапаном своего рода для «выпуска пара», в то время как панки в песнях затрагивали социальные и моральные проблемы. Третьим направлением стала музыка хиппи с пропагандой гармонии и всеобщей свободной любви.
Открылись новые возможности для самовыражения талантливых людей. Возникло еще одно направление в песенном творчестве. В него пришли наиболее яркие личности, имеющие собственный взгляд на мир и умеющие этот взгляд выразить в песенной форме.
Во Франции засверкала звезда Брассенса и Бреля. Шансонье их продолжали называть просто по устоявшейся традиции, хотя все знали, что большинство их песен сочинены самими авторами. Бунтари и потрясатели основ, они отвергают буржуазный мир вообще, государство вообще, мораль вообще. Способом такого отвержения они избрали насмешку и сатиру. Запретных тем для них не было. Запретных слов и выражений – тоже. Они всегда мыслили самостоятельно и на все имели собственное мнение.
В творчестве Брассенса отвергаются все общественные ценности, принятые «по умолчанию». «Я презираю стадо и не живу в нем», - вот что может служить объяснением брассеновской несдержанности в словах. В его песнях нет иносказаний и эвфемизмов. Женщин легкого поведения он называл так, как называют их в кварталах парижского «дна», процесс обмена веществ – точно так же.
Брассенс не утруждался и тем, что называется «умением вести себя на сцене», и это придавало особый шарм его выступлениям. Главное же – он умел под аккомпанемент гитары общаться со зрителями так, что его слушали и к нему прислушивались.
Франкоязычный бельгиец Брель в начале своей карьеры вдоволь наслушался язвительных отзывов о себе и своих песнях. Первая пластинка продалась в количестве 200 штук.
На пике популярности – по два концерта в день, километровые очереди за билетами, гастроли на всех континентах. Даже «Битлы» не столкнули песни Бреля с первых строчек в хит-парадах.
А между этим – адский, каторжный труд. Эдит Пиаф говорила о Бреле: «В жизни и песнях он доходит до эмоционального предела и даже переходит через этот предел». Он, как и Высоцкий, просто не умел делать что-либо «наполовину».
Брель сполна рассчитался с насмешниками. В песне о буржуа он скажет, что их глаза слепы, потому, что они залиты пивом, но эти … (свиньи) все же видят «салонные манеры» и … (задницы) тех, кто пришел, чтобы выбросить их на свалку.