В Шансоне.РУ - универсальный портал о шансоне!

Авторская песня в «их» Европе

Тревожная и взрывоопасная атмосфера сложилась и в странах Западной Европы, где с экономикой был порядок. Товарный и продовольственный дефицит для них означал только свободное пространство в каком-то секторе, которое нужно было просто заполнить и, по возможности, монополизировать. Наученные опытом русской революции, правительства Запада смекнули, что рабочим и служащим нужно платить столько, чтобы те имели возможность приобретать все, что производится. Периодические кризисы были кризисами перепроизводства, требующими, в основном, умного планирования и регуляции цен.

Зреющее протестное настроение в каждой стране имело свои особенности.

Немцы протестовали против фашистского наследия и засилия наци в правительстве.

Дети требовали от отцов покаяния и отречения.

Франция возмущалась де Голлем. Испания не смирилась с Франко.

Студенты выходят на демонстрации, строят баррикады, захватывают университеты. К ним присоединяются рабочие.

Энергетическая мощь студенческих волнений искала выхода. Поначалу казалось, что молодежь найдет его в энергетике традиционного рока, в его разрушительности. Но энергетика студенческого движения тех лет оказалась сильнее и свободней энергетики традиционного рока, громкой музыки и пустых слов на короткой привязи у больших денег.

К концу 60-х в англоязычных странах формируется рок тяжелого металла и рок панков. Разница между ними поначалу состояла в том, что «тяжелый» рок просто был клапаном своего рода для «выпуска пара», в то время как панки в песнях затрагивали социальные и моральные проблемы. Третьим направлением стала музыка хиппи с пропагандой гармонии и всеобщей свободной любви.

Открылись новые возможности для самовыражения талантливых людей. Возникло еще одно направление в песенном творчестве. В него пришли наиболее яркие личности, имеющие собственный взгляд на мир и умеющие этот взгляд выразить в песенной форме.

Во Франции засверкала звезда Брассенса и Бреля. Шансонье их продолжали называть просто по устоявшейся традиции, хотя все знали, что большинство их песен сочинены самими авторами. Бунтари и потрясатели основ, они отвергают буржуазный мир вообще, государство вообще, мораль вообще. Способом такого отвержения они избрали насмешку и сатиру. Запретных тем для них не было. Запретных слов и выражений – тоже. Они всегда мыслили самостоятельно и на все имели собственное мнение.

В творчестве Брассенса отвергаются все общественные ценности, принятые «по умолчанию». «Я презираю стадо и не живу в нем», - вот что может служить объяснением брассеновской несдержанности в словах. В его песнях нет иносказаний и эвфемизмов. Женщин легкого поведения он называл так, как называют их в кварталах парижского «дна», процесс обмена веществ – точно так же.

Брассенс не утруждался и тем, что называется «умением вести себя на сцене», и это придавало особый шарм его выступлениям. Главное же – он умел под аккомпанемент гитары общаться со зрителями так, что его слушали и к нему прислушивались.

Франкоязычный бельгиец Брель в начале своей карьеры вдоволь наслушался язвительных отзывов о себе и своих песнях. Первая пластинка продалась в количестве 200 штук.

На пике популярности – по два концерта в день, километровые очереди за билетами, гастроли на всех континентах. Даже «Битлы» не столкнули песни Бреля с первых строчек в хит-парадах.

А между этим – адский, каторжный труд. Эдит Пиаф говорила о Бреле: «В жизни и песнях он доходит до эмоционального предела и даже переходит через этот предел». Он, как и Высоцкий, просто не умел делать что-либо «наполовину».

Брель сполна рассчитался с насмешниками. В песне о буржуа он скажет, что их глаза слепы, потому, что они залиты пивом, но эти … (свиньи) все же видят «салонные манеры» и … (задницы) тех, кто пришел, чтобы выбросить их на свалку.
Добавление комментария