Шансон: о тонкостях жанра
Когда человек говорит, что терпеть не может шансон, и при этом морщится, он, конечно, имеет в виду «блатные» песни. От совершенства такие песни далеки. Как правило, тематика в них повторяется: о несчастливой жизни бандита или его безответной любви, о несправедливости полиции. То же самое можно сказать о мотиве: существует определенный набор мелодий, активно используемых исполнителями.
Словом, при упоминании данного жанра возникают отнюдь не лестные для него ассоциации. Однако если отбросить предосудительное отношение к жанру и обратить внимание на само звучание этого слова, в глаза бросится его французское происхождение. Оно отличается благозвучием, как и сама речь француза. А переводится на русский оно достаточно просто — «песня».
Говорят, шансон вышел из деревни. Это были песни крестьян. Существует также мнение, что своим происхождением шансон обязан придворным поэтам и музыкантам. Но чаще всего его связывают именно с городом и с уличными певцами, имеющими красивое название — шансонье, музыка которых вошла и навеки укрепилась в городском фольклоре.
Когда-то авторы песен одновременно являлись и их исполнителями. Песни, которые сейчас называют шансоном, тоже чаще всего исполняются их создателями. Но это, пожалуй, единственное сходство между нашей бандитской музыкой и французской лирикой. Ведь французские шансонье всегда стремились к поэтичности, лиричности напевов, несмотря на то, что тематика их песен в основном социальная и реалистичная. Потому всегда так приятно слушать Эдит Пиаф или Джо Дассена.
В России тоже есть вокальный жанр, который можно считать до некоторой степени близким своему французскому собрату. Это так называемые бардовские песни, которые чаще всего исполняются под гитару. Они простые и незатейливые. Однако в этой незатейливости угадывается стремление к возвышенности. И такая проникновенность дает возможность песне долго жить и переходить из уст одного музыканта к устам другого. Этому способствует и хорошо запоминающийся ритм.
Со временем песни бардов в сознании общества слились в одно целое с криминальной музыкой. Что стало тому причиной, никто не может объяснить. Но творчество таких русских шансонье, как Л. Утесов и С. Сарматова, и бандитская лирика находятся по разные стороны культуры. Скорее всего, заблуждение общества можно объяснить, как это обычно и бывает, неправильным пониманием специфики жанра. Однако это вовсе не извиняет того упорства, с которым до сих пор смешиваются простые понятия.
Словом, при упоминании данного жанра возникают отнюдь не лестные для него ассоциации. Однако если отбросить предосудительное отношение к жанру и обратить внимание на само звучание этого слова, в глаза бросится его французское происхождение. Оно отличается благозвучием, как и сама речь француза. А переводится на русский оно достаточно просто — «песня».
Говорят, шансон вышел из деревни. Это были песни крестьян. Существует также мнение, что своим происхождением шансон обязан придворным поэтам и музыкантам. Но чаще всего его связывают именно с городом и с уличными певцами, имеющими красивое название — шансонье, музыка которых вошла и навеки укрепилась в городском фольклоре.
Когда-то авторы песен одновременно являлись и их исполнителями. Песни, которые сейчас называют шансоном, тоже чаще всего исполняются их создателями. Но это, пожалуй, единственное сходство между нашей бандитской музыкой и французской лирикой. Ведь французские шансонье всегда стремились к поэтичности, лиричности напевов, несмотря на то, что тематика их песен в основном социальная и реалистичная. Потому всегда так приятно слушать Эдит Пиаф или Джо Дассена.
В России тоже есть вокальный жанр, который можно считать до некоторой степени близким своему французскому собрату. Это так называемые бардовские песни, которые чаще всего исполняются под гитару. Они простые и незатейливые. Однако в этой незатейливости угадывается стремление к возвышенности. И такая проникновенность дает возможность песне долго жить и переходить из уст одного музыканта к устам другого. Этому способствует и хорошо запоминающийся ритм.
Со временем песни бардов в сознании общества слились в одно целое с криминальной музыкой. Что стало тому причиной, никто не может объяснить. Но творчество таких русских шансонье, как Л. Утесов и С. Сарматова, и бандитская лирика находятся по разные стороны культуры. Скорее всего, заблуждение общества можно объяснить, как это обычно и бывает, неправильным пониманием специфики жанра. Однако это вовсе не извиняет того упорства, с которым до сих пор смешиваются простые понятия.