Русский шансон на американской земле
Русский шансон – своеобразное, неповторимое явление в мировой музыкальной жизни. Отметим основные особенности этого жанра:
- отражение в песнях, прежде всего, душевных переживаний, стремление затронуть душу слушателя;
- ярко выраженный национальный колорит. Шансонье рисуют картины жизни в России, передают страдания именно русской души, такой загадочной и непонятной для иностранцев;
- главенствующая роль текста над музыкой. Шансон часто исполняют авторы, не обладающие сильными голосами, но покоряющие публику выразительностью стихотворных строчек;
- связь шансона с «блатными» песнями, которые во все времена оплакивали жизнь в неволе. Отсюда главная тема песен – жажда свободы, упоительной, ничем и никем не ограниченной.
Именно это стремление к свободе, поиск новых возможностей для самовыражения заставило многих музыкантов эмигрировать из СССР (позже из СНГ) за океан. В Америке никто не диктовал артистам, что и как они должны петь, какие выбирать костюмы. Брайтон - Бич, район Нью-Йорка, в 70-х годах двадцатого века стал своеобразной «маленькой Одессой». В ресторанах звучал русский шансон. Например, стены ресторана «Садко» помнят чувственный голос бывшей советской эстрадной звезды Майи Розовой и её красивый роман с русским криминальным авторитетом Евсеем Ароном. У знаменитого Вилли Токарева путь на сцену «Садко» был долгим. Ему пришлось сначала сменить в Нью-Йорке несколько рабочих специальностей и хорошо выучить язык. За свою настойчивость Виля был сполна вознаграждён. Записав альбом 1981 года «В шумном балагане», он становится кумиром, «почётным евреем» на Брайтон – Бич. Слушателям особенно понравились юмористические и лирические песни, которые он очень удачно стилизовал под «ресторанные».В один из солнечных дней 1978 года предприимчивый хозяин «Садко» встретил в аэропорту им. Кеннеди Любовь Успенскую. Опередив конкурентов, он предложил ей работу в своём заведении и не ошибся – каждое выступление сопровождалось полным аншлагом. Зрители помнили певицу по концертам в Армении, на Кавказе. Но полностью раскрыться ей в СССР не удалось – голос Любы не вписывался в «совковые» рамки. Чтобы занять свою нишу в Америке, пришлось много и напряжённо работать. Но после выхода в 1985 году дебютного альбома «Любимый», за Успенской прочно закрепилось звание «королевы шансона» на все времена. Несколько выразительных песен для альбома написал Вилли Токарев, а в дуэте «Люба – Любонька» русскоязычная Америка узнала хрипловатый голос Михаила Шуфутинского. Этот талантливый музыкант также пересёк океан в поисках творческой свободы. Он начал играть, а позже и петь на Брайтон – Бич, создал лучший в эмиграции оркестр. Песни Миши-атамана не могли оставить слушателей равнодушными: в них маэстро тоскует и надеется, сомневается и верит в счастливое завтра.
Послушайте песню Любы Успенской 1985 года «У нас на Брайтоне». Там она перечисляет многих знаменитостей «маленькой Одессы» на тот момент: Гулько, Могилевского, Токарева, Каминского и других. Кто – то из них вернулся потом в новую Россию с триумфом и признанием. А многие решили не возвращаться – так и остались певцами-эмигрантами.
Экономическая разруха бывшего Советского Союза в смутные 90-е годы приводит к расцвету на Брайтон - Бич. Район становится престижным, туда тянутся российские музыканты следующей волны эмиграции. Там они обретают новое дыхание, большой диапазон для творчества. Русский шансон продолжает звучать на американской земле.
- отражение в песнях, прежде всего, душевных переживаний, стремление затронуть душу слушателя;
- ярко выраженный национальный колорит. Шансонье рисуют картины жизни в России, передают страдания именно русской души, такой загадочной и непонятной для иностранцев;
- главенствующая роль текста над музыкой. Шансон часто исполняют авторы, не обладающие сильными голосами, но покоряющие публику выразительностью стихотворных строчек;
- связь шансона с «блатными» песнями, которые во все времена оплакивали жизнь в неволе. Отсюда главная тема песен – жажда свободы, упоительной, ничем и никем не ограниченной.
Именно это стремление к свободе, поиск новых возможностей для самовыражения заставило многих музыкантов эмигрировать из СССР (позже из СНГ) за океан. В Америке никто не диктовал артистам, что и как они должны петь, какие выбирать костюмы. Брайтон - Бич, район Нью-Йорка, в 70-х годах двадцатого века стал своеобразной «маленькой Одессой». В ресторанах звучал русский шансон. Например, стены ресторана «Садко» помнят чувственный голос бывшей советской эстрадной звезды Майи Розовой и её красивый роман с русским криминальным авторитетом Евсеем Ароном. У знаменитого Вилли Токарева путь на сцену «Садко» был долгим. Ему пришлось сначала сменить в Нью-Йорке несколько рабочих специальностей и хорошо выучить язык. За свою настойчивость Виля был сполна вознаграждён. Записав альбом 1981 года «В шумном балагане», он становится кумиром, «почётным евреем» на Брайтон – Бич. Слушателям особенно понравились юмористические и лирические песни, которые он очень удачно стилизовал под «ресторанные».В один из солнечных дней 1978 года предприимчивый хозяин «Садко» встретил в аэропорту им. Кеннеди Любовь Успенскую. Опередив конкурентов, он предложил ей работу в своём заведении и не ошибся – каждое выступление сопровождалось полным аншлагом. Зрители помнили певицу по концертам в Армении, на Кавказе. Но полностью раскрыться ей в СССР не удалось – голос Любы не вписывался в «совковые» рамки. Чтобы занять свою нишу в Америке, пришлось много и напряжённо работать. Но после выхода в 1985 году дебютного альбома «Любимый», за Успенской прочно закрепилось звание «королевы шансона» на все времена. Несколько выразительных песен для альбома написал Вилли Токарев, а в дуэте «Люба – Любонька» русскоязычная Америка узнала хрипловатый голос Михаила Шуфутинского. Этот талантливый музыкант также пересёк океан в поисках творческой свободы. Он начал играть, а позже и петь на Брайтон – Бич, создал лучший в эмиграции оркестр. Песни Миши-атамана не могли оставить слушателей равнодушными: в них маэстро тоскует и надеется, сомневается и верит в счастливое завтра.
Послушайте песню Любы Успенской 1985 года «У нас на Брайтоне». Там она перечисляет многих знаменитостей «маленькой Одессы» на тот момент: Гулько, Могилевского, Токарева, Каминского и других. Кто – то из них вернулся потом в новую Россию с триумфом и признанием. А многие решили не возвращаться – так и остались певцами-эмигрантами.
Экономическая разруха бывшего Советского Союза в смутные 90-е годы приводит к расцвету на Брайтон - Бич. Район становится престижным, туда тянутся российские музыканты следующей волны эмиграции. Там они обретают новое дыхание, большой диапазон для творчества. Русский шансон продолжает звучать на американской земле.