Что такое авторская песня?
Рождение авторской песни как одного из жанров современного искусства принято датировать концом 50-х, началом 60-х годов прошлого столетия, хотя некоторыми музыкальными историками предпринимались (и предпринимаются) попытки вести отсчет от времен вагантов и бардов. В середине 70-х авторская песня получает мощный приток людей, обладающих поэтической, музыкальной или актерской грамотностью. Разнообразные студии и кружки помогли им неплохо освоить технику игры на гитаре, мелодекламацию, стихосложение, научились выжимать эмоции у слушателя. Но при всем при этом, их песни не «брали за душу». Со временем стало понятно – жанр переживает если не кризис, то весьма серьезные затруднения.
Дискутировали по этому поводу много и многие. Решение пришло в 1986 году в Барзовке, где собрались авторы и исполнители (около ста человек) в авторской смене. Возглавил смену тогдашний председатель Всесоюзного совета КСП Юрий Андреев. В результате трехдневных дебатов было сформулировано общее мнение - единицей измерения творчества авторов и исполнителей является «песня, одна только авторская песня», которой присущи следующие качества:
- простые, но грамотные слова, в идеальном варианте – стихи;
- красивая оригинальная мелодия;
- личность автора, вызывающая интерес у слушателя;
- душевное, искреннее исполнение;
- гармония;
- доброжелательно настроенная, откликающаяся аудитория.
И самое главное – это соблюдение такта и чувства меры.
На следующем этапе, на котором происходило дальнейшее развитие и осмысление авторской песни, стали происходить попытки идентификации – отбора авторов-исполнителей авторской песни. Находились ортодоксы, отказывавшиеся признавать творчество Высоцкого, Розенбаума, Митяева как авторскую песню. Споры на эту тему происходят до сих пор, однако большинство придерживается критерия, определенного Барзовским семинаром. Ритм и манера исполнения – детали, а ансамбль и электроинструменты – способ исполнения, но никак не его цель. Да и было уже это: фортепиано Каденко, банджо Лисицы или аккордеон Стеркина.
Во многих видах спорта и искусства ввиду отсутствия объективно измеряемых показателей (фигурное катание, бальные танцы, синхронное плавание и т.д.) применяется метод «экспертных оценок». Так же и здесь, многочисленные интуитивные и субъективные экспертные оценки должны объединяться в объективную картину, дающую четкое и уверенное заключение о принадлежности автора или песни к жанру авторской песни.
В настоящее время в жанре авторской песни возникла очередная проблема – профессионализм авторов-исполнителей, и необходимость их присутствия в жанре. Здесь оппоненты смешивают два понятия:
• профессионал, для которого выступления на концертах авторской песни – основная работа и источник доходов;
• профессионал, то есть исполнитель высокого профессионального уровня, для которого концерт – лишь диалог со зрительской аудиторией.
К счастью, существуют профессионалы, объединяющие в своем творчестве оба этих понятия, например, Юлий Ким.
Дискутировали по этому поводу много и многие. Решение пришло в 1986 году в Барзовке, где собрались авторы и исполнители (около ста человек) в авторской смене. Возглавил смену тогдашний председатель Всесоюзного совета КСП Юрий Андреев. В результате трехдневных дебатов было сформулировано общее мнение - единицей измерения творчества авторов и исполнителей является «песня, одна только авторская песня», которой присущи следующие качества:
- простые, но грамотные слова, в идеальном варианте – стихи;
- красивая оригинальная мелодия;
- личность автора, вызывающая интерес у слушателя;
- душевное, искреннее исполнение;
- гармония;
- доброжелательно настроенная, откликающаяся аудитория.
И самое главное – это соблюдение такта и чувства меры.
На следующем этапе, на котором происходило дальнейшее развитие и осмысление авторской песни, стали происходить попытки идентификации – отбора авторов-исполнителей авторской песни. Находились ортодоксы, отказывавшиеся признавать творчество Высоцкого, Розенбаума, Митяева как авторскую песню. Споры на эту тему происходят до сих пор, однако большинство придерживается критерия, определенного Барзовским семинаром. Ритм и манера исполнения – детали, а ансамбль и электроинструменты – способ исполнения, но никак не его цель. Да и было уже это: фортепиано Каденко, банджо Лисицы или аккордеон Стеркина.
Во многих видах спорта и искусства ввиду отсутствия объективно измеряемых показателей (фигурное катание, бальные танцы, синхронное плавание и т.д.) применяется метод «экспертных оценок». Так же и здесь, многочисленные интуитивные и субъективные экспертные оценки должны объединяться в объективную картину, дающую четкое и уверенное заключение о принадлежности автора или песни к жанру авторской песни.
В настоящее время в жанре авторской песни возникла очередная проблема – профессионализм авторов-исполнителей, и необходимость их присутствия в жанре. Здесь оппоненты смешивают два понятия:
• профессионал, для которого выступления на концертах авторской песни – основная работа и источник доходов;
• профессионал, то есть исполнитель высокого профессионального уровня, для которого концерт – лишь диалог со зрительской аудиторией.
К счастью, существуют профессионалы, объединяющие в своем творчестве оба этих понятия, например, Юлий Ким.