Вечный огонь (героическая тема в поэзии В. Высоцкого)
Солдатская, военная и героическая тема пронзила его, она ворвалась в его душу и стихи. Иначе и быть не могло. Эвакуация в Оренбург, военное детство, послевоенная юность.
Застольные беседы фронтовиков, друзей отца. Позже – рассказы очевидцев и участников. И не пропаганда или агитация с трибуны. Каждое слово – правда. Они – идеал поколения.
Среди его военных героев не было генералов и маршалов. Сержант-пехотинец, зека-доброволец, солдат штурмовой роты, рядовые с простецкими фамилиями Борисов и Леонов – вот те, кто привлекает его внимание. Работяги, рабочие войны.
Многие его стихотворения – как сюжеты для небольших рассказов. Один из таких сюжетов – «Разведка боем». Нужно понимать, что это такое и знать военную статистику, чтобы оценить и событие, и его действующих лиц. Надежные, отчаянные добровольцы – вот кто проводил подобные операции. И в живых оставались хорошо, если двое из десяти. Для чего это, какова цель – таких вопросов не было. Главное – «с кем идти». Какие это люди, как они поведут себя на грани возможного, как ты сам впишешься в экстраординарные обстоятельства, - вот что важно, вот шкала ценностей.
А после, если жив, нужно стать лицом к строю и увидеть глаза товарищей и читать в них уважение или презрение, и быть после этого признанным или презираемым – вот истинная оценка того, как ты вел себя.
Есть у поэта и несюжетные вещи. Такова работа «Мы вращаем землю».
В начале войны, когда не было возможности зацепиться ни за населенный пункт, ни за какую-либо высотку или водную преграду, фронт съедал нашу землю. Представлялось, что и земной шар стал вращаться противоестественно – с запада на восток, как движутся немецкие войска.
Кто же спас Россию? Ответ дан поэтом в понимании «рабочего войны» - солдата, для которого наивысшее начальство, отец родной, царь и бог – комбат. «Работяги» войны «сдвинули» ось земную, а «батя-комбат» закрутил землю в нужном направлении. С этого момента батальон медленно, но все увереннее пополз на запад, «чтобы солнце взошло на востоке». Апофеоз стихотворения, гимн читаем в словах: сменные роты армии-победительницы вращают земной шар, куда захотят.
Можно утверждать, что в наивысшей степени поэтическая сила Высоцкого, его талант в раскрытии военной темы проявился в стихотворении «Братские могилы». В нем дан ответ на вопрос о том, почему Высоцкий был так популярен и имел такое влияние. И снова его лирический герой – солдат. Вначале горели русские хаты и Смоленск, и земля на дыбы вставала, и до Москвы – всего ничего. Затем горел Рейхстаг, и это была Победа. И все время – от Смоленска до Рейхстага – горело солдатское сердце.
Все, кто умеет думать и чувствовать, – могут ли слушать эти песни равнодушно, даже по прошествии стольких лет?
Застольные беседы фронтовиков, друзей отца. Позже – рассказы очевидцев и участников. И не пропаганда или агитация с трибуны. Каждое слово – правда. Они – идеал поколения.
Среди его военных героев не было генералов и маршалов. Сержант-пехотинец, зека-доброволец, солдат штурмовой роты, рядовые с простецкими фамилиями Борисов и Леонов – вот те, кто привлекает его внимание. Работяги, рабочие войны.
Многие его стихотворения – как сюжеты для небольших рассказов. Один из таких сюжетов – «Разведка боем». Нужно понимать, что это такое и знать военную статистику, чтобы оценить и событие, и его действующих лиц. Надежные, отчаянные добровольцы – вот кто проводил подобные операции. И в живых оставались хорошо, если двое из десяти. Для чего это, какова цель – таких вопросов не было. Главное – «с кем идти». Какие это люди, как они поведут себя на грани возможного, как ты сам впишешься в экстраординарные обстоятельства, - вот что важно, вот шкала ценностей.
А после, если жив, нужно стать лицом к строю и увидеть глаза товарищей и читать в них уважение или презрение, и быть после этого признанным или презираемым – вот истинная оценка того, как ты вел себя.
Есть у поэта и несюжетные вещи. Такова работа «Мы вращаем землю».
В начале войны, когда не было возможности зацепиться ни за населенный пункт, ни за какую-либо высотку или водную преграду, фронт съедал нашу землю. Представлялось, что и земной шар стал вращаться противоестественно – с запада на восток, как движутся немецкие войска.
Кто же спас Россию? Ответ дан поэтом в понимании «рабочего войны» - солдата, для которого наивысшее начальство, отец родной, царь и бог – комбат. «Работяги» войны «сдвинули» ось земную, а «батя-комбат» закрутил землю в нужном направлении. С этого момента батальон медленно, но все увереннее пополз на запад, «чтобы солнце взошло на востоке». Апофеоз стихотворения, гимн читаем в словах: сменные роты армии-победительницы вращают земной шар, куда захотят.
Можно утверждать, что в наивысшей степени поэтическая сила Высоцкого, его талант в раскрытии военной темы проявился в стихотворении «Братские могилы». В нем дан ответ на вопрос о том, почему Высоцкий был так популярен и имел такое влияние. И снова его лирический герой – солдат. Вначале горели русские хаты и Смоленск, и земля на дыбы вставала, и до Москвы – всего ничего. Затем горел Рейхстаг, и это была Победа. И все время – от Смоленска до Рейхстага – горело солдатское сердце.
Все, кто умеет думать и чувствовать, – могут ли слушать эти песни равнодушно, даже по прошествии стольких лет?