Чем вызвана популярность шансона?
Ни для кого не секрет, что блатные песни пользуются намного большей популярностью у россиян, чем попса, рок или классическая музыка. Подтверждением этого может служить тот факт, что новый альбом популярной русской группы «Воровайки» разошелся более чем 80000 легальных копий, причем в течение трех первых дней продаж...
Не думаю, что многие вспомнят хотя бы куплет из «хитов» Максим или Билана, хотя они практически не сходят с телевизионных экранов, но «Мурку» знает наизусть каждый второй житель России.
В караоке, без сомнения являющемся главным мерилом народной популярности, многочисленные поклонники шансона с различной степенью музыкальности исполняют «Владимирский централ», «Таганку» или «В шумном балагане». Та же группа «Воровайки» стабильно собирает концертные площадки и залы, не меньшие, чем Киркоров или Билан. А Стас Михайлов – самый высокооплачиваемый исполнитель в российской «музыкальной тусовке».
Чем же так трогает душу россиянина «вольная песня»?
Впервые понятие «русский шансон» было определено и запатентовано в 1977 году продюсером Юрием Севостьяновым, являвшимся в то время наиболее влиятельным лицом в этом жанре. Однако он признавал, что «русский шансон» многогранен и в него можно включить творчество многих современных исполнителей, казалось бы, несовместимых на первый взгляд. Александр Вертинский и Юрий Визбор, Леонид Утесов и Аркадий Северный, Александр Галич и Владимир Высоцкий – всех их с уверенностью можно считать исполнителями «коротких авторских песен, обладающих сюжетом и смыслом», то есть – «шансоном». А «блатная лирика» - лишь одна из его нескольких составляющих (альтернативный шансон, городской романс, военный шансон, дэнс-блатняк и т.д.).
Необычайная популярность шансона в России объясняют, как правило, следующим политико-историческим фактором: в течение многих десятилетий население Советского Союза состояло из двух частей: отбывающих наказание и собирающих передачи. И, несмотря на некоторое уменьшение в демократической России численности первой категории, у второй популярность шансона только возросла. Это легко объяснимо, ведь шансон (в том числе и авторская песня) – это единственный оставшийся формат для последних романтиков. Переживания человека, тоскующего по воле или оставшейся на свободе любимой, близки и понятны любому, независимо от уровня образования, возраста или социальной принадлежности.
И чем чаще бездарные и бессмысленные попсовые «хиты», оккупировавшие радио - и телевизионные эфиры, будут насильно «вдалбливаться» населению России, тем сильнее будет тяга слушателей к шансону, предлагающему реальные жизненные сюжеты и неподдельные чувства, испытываемые «настоящими мужиками».
Не думаю, что многие вспомнят хотя бы куплет из «хитов» Максим или Билана, хотя они практически не сходят с телевизионных экранов, но «Мурку» знает наизусть каждый второй житель России.
В караоке, без сомнения являющемся главным мерилом народной популярности, многочисленные поклонники шансона с различной степенью музыкальности исполняют «Владимирский централ», «Таганку» или «В шумном балагане». Та же группа «Воровайки» стабильно собирает концертные площадки и залы, не меньшие, чем Киркоров или Билан. А Стас Михайлов – самый высокооплачиваемый исполнитель в российской «музыкальной тусовке».
Чем же так трогает душу россиянина «вольная песня»?
Впервые понятие «русский шансон» было определено и запатентовано в 1977 году продюсером Юрием Севостьяновым, являвшимся в то время наиболее влиятельным лицом в этом жанре. Однако он признавал, что «русский шансон» многогранен и в него можно включить творчество многих современных исполнителей, казалось бы, несовместимых на первый взгляд. Александр Вертинский и Юрий Визбор, Леонид Утесов и Аркадий Северный, Александр Галич и Владимир Высоцкий – всех их с уверенностью можно считать исполнителями «коротких авторских песен, обладающих сюжетом и смыслом», то есть – «шансоном». А «блатная лирика» - лишь одна из его нескольких составляющих (альтернативный шансон, городской романс, военный шансон, дэнс-блатняк и т.д.).
Необычайная популярность шансона в России объясняют, как правило, следующим политико-историческим фактором: в течение многих десятилетий население Советского Союза состояло из двух частей: отбывающих наказание и собирающих передачи. И, несмотря на некоторое уменьшение в демократической России численности первой категории, у второй популярность шансона только возросла. Это легко объяснимо, ведь шансон (в том числе и авторская песня) – это единственный оставшийся формат для последних романтиков. Переживания человека, тоскующего по воле или оставшейся на свободе любимой, близки и понятны любому, независимо от уровня образования, возраста или социальной принадлежности.
И чем чаще бездарные и бессмысленные попсовые «хиты», оккупировавшие радио - и телевизионные эфиры, будут насильно «вдалбливаться» населению России, тем сильнее будет тяга слушателей к шансону, предлагающему реальные жизненные сюжеты и неподдельные чувства, испытываемые «настоящими мужиками».