"Человек - творение штучное" О Владимире Шандрикове, его жизни и творчестве.
[center]
"А правда, что Шандриков жив?
Если - да, то почему ничего не пишет?"
(Вопрос из письма)
Он жив. Он продолжает писать. Правда, в последнее время все реже и реже... Некоторые современные авторы буквально штампуют тексты по несколько десятков в год, стремясь как можно больше заработать на модном жанре. Сотнями выходят кассеты и компакт-диски с песнями, которые и не отличишь одну от другой. Похожие слова, похожие голоса... Кто о них вспомнит через несколько лет? Владимир Шандриков первые свои песни записал еще в 70-е и они до сих пор поются. Причем, некоторые из них давно уже живут собственной жизнью, стали народными в полном смысле этого слова. Это ли не признание таланта их автора? Другое дело, что многие "деятели" нашего "совкового" шоу-бизнеса, прекрасно зная, что автор этих песен жив и здравствует, крутят его песни в эфире, записывают на компакты и зачастую даже не ставят его в известность, не говоря уже о выплате авторских гонораров. Считают, наверное, что Шандриков давно уже "озолотился" на своих песнях! Как же - "живая легенда!" "А у "ходячей легенды" артериосклероз сосудов нижних конечностей. Да пальцы рук бывают даже летом холодные, как лед, т. к. "легенда" с марта 1999 года является инвалидом второй группы и с трудом, превозмогая боль, поднимается на свой третий этаж. И пройти с тросточкой без передышки может 100 метров". Это слова самого поэта, почти доведенного до "белого каления", неожиданно свалившейся на его голову и абсолютно ненужной ему "популярностью". Дешевой популярностью слухов и домыслов. В какой-то степени вызванной отсутствием достоверной информации о его жизни и творчестве.
Родившийся в предвоенный год Шандриков, говоря словами его же стихотворения, - "пережил семь царей": смерть и развенчание культа личности Сталина, недолгая Хрущевская оттепель, годы застоя и Горбачевская перестройка, и, наконец, нынешнее время (как то назовут его наши потомки?) - вот этапы большого пути, пройденного им вместе со всей страной. Он работал грузчиком и журналистом, литейщиком и спортивным комментатором, слесарем и расклейщиком афиш.
В 1964 г. Володя поступает в Пензенское Художественное училище. Вот как он сам рассказывает об этом: "Не было денег на дорогу, продал единственную ценность - магнитофон... Мать-то работала техничкой. В училище "висел" на Доске Почета, был уважаем и студентами, и преподавателями. Был старостой своей группы. Работал и учился на вечернем отделении. Тяжко было и морально, и материально. Писать начал вовсю стихи, участвовал в самодеятельности..." Если бы только стихи! Не ведая о том, что линия партии и правительства в очередной раз изменилась, и снова наступает пора "завинчивания гаек", он пишет в "Советскую культуру" большую статью о недостатках экспериментальной программы в своем училище. Реакция властей очевидна: отчисление учащегося Шандрикова, а заодно и всех остальных "подписантов". На этот раз "повезло", а могли ведь и ст. 70 УК припаять!
Владимир возвращается домой в родной Омск, женится, работает в Доме художника. Незаурядный художник, он участвует в выставках различного уровня, получает предложение вступить в Союз Художников... Но семья требует своего и он соглашается на приглашение в издательство "Омская Правда" - предлагают квартиру на выбор. Как ни согласиться, ведь к этому времени у него уже родилась дочь. Но недолго семейное счастье... Судьба в который раз заставляет его сделать выбор: Шандриков, защищая честь своей семьи, преступает закон. Результат - три года по статье 108 ч.1 - "Умышленное тяжкое телесное повреждение". Другой бы на его месте сломался, но настоящий талант не сдается ни при каких обстоятельствах.
В 1972 году происходит первая, так сказать, "пробная" запись Шандрикова, прямо на "химии" - немыслимое дело! Вместе с Евгением Шабановым они работают на строительстве ДК Милиции. Шабанов монтирует аппаратуру, а Шандриков "талантливо рисует номерки для раздевалки для ментов". К этому времени им было написано всего 5-6 песен, вот они-то и прозвучали на этом "концерте". А через полгода, в 1973 г. в том же самом ДК, ночью, как и положено, Владимир Шандриков совместно с тем же самым Шабановым (сейчас Е. Шабанов – звукорежиссер на Омском областном радио) записывает свой первый, уже полноценный альбом.
Его услышали. И в 1977 году Володя получает приглашение приехать в Одессу и записать свои песни совместно с Аркадием Северным и, как повествует легенда, Владимиром Высоцким. Высоцкий, правда, не приехал. Зато состоялось знакомством с Северным, который к тому времени был уже в самом зените своей славы. Они записали три концерта. Хотя, почему - они? Шандриков пел, практически, один. Аркадий в этот раз записал всего несколько песен и выступал скорее в несколько непривычной для него роли "ведущего":
- Володя! Я таки слышал - у вас в Сибири ходят до
сих пор таки черные медведи и гималайские даже?
- Это неправда! Медведи не ходят. Козлы - встречаются...
Наверное, с этого незамысловатого диалога и началось восхождение Владимира Шандрикова к славе. В Одессе он спел почти все свои песни, написанные к этому времени. А, кроме того, несколько чужих - Медина и Высоцкого, в том числе. Высоцкого - которого он сам считает одним из своих "заочных" учителей. На смерть которого он отозвался прекрасным стихотворением "Про бунтаря": "В каждой песне его неуемной - три аккорда плюс целая жизнь". Эти строки можно отнести и к творчеству самого Шандрикова.
Его песни не укладываются в общепринятые рамки жанра, они "не такие" как все. Песни Шандрикова очень узнаваемы. Их слова очень просты, в них нет "красивостей", но зато они написаны с великолепным знанием нашего могучего и великого Русского языка, всех его оборотов, поворотов и наворотов. Высокое и низкое, горькое и смешное, "хохмаческое" соседствуют в его балладах так же, как и в нашей жизни.
А ну, земляк, давай стакан на круг,
Хоть слово я давал себе - не пить.
Ушел еще один хороший друг,
Его не возвратить, не заменить...
- Это - Шандриков и:
У него повсюду связи -
В магазинах и на базе.
А у нас какие связи? -
Вытрезвитель только разве...
- это тоже он.
"Втихаря с могилы выползу,/ На кресте своем повешуся...",
"И в самый раз бы щас опохмелиться,/Но как назло ни денег, ни
друзей..."
Его можно цитировать и цитировать, но лучше, конечно послушать целиком или... прочитать. Да-да, именно - прочитать! Владимиром Романовичем подготовлена к печати книга стихотворений и очень хочется верить, что она выйдет, хотя еще и не решены все проблемы с издательством. Немногочисленные записи 80-90-х гг. не дают полного представления о том, что было создано поэтом в эти годы. А написано было немало, причем некоторые произведения последних лет, я думаю, многим будут неожиданны по своим темам и средствам выражения. Мало кому известны, например, его миниатюры - "эпиграммки", как он их сам называет:
Там нет воды, еды и света...
Там беспредел и всё растленно.
Там ни ... вообще-то нету.
Но: государство суверенно!
К сожалению, государство зачастую "суверенно" и по отношению к своим гражданам....
Но живет в своем родном Омске прекрасный поэт и художник Владимир Шандриков. Живет, как и большинство простых Россиян, нисколько не надеясь на это самое государство, а только на свои собственные силы. Делает своими руками мебель - себе и другим. Режет по дереву, выпиливает, подрабатывает художником-оформителем. Жить-то надо! Разве проживешь на одну пенсию... Но он не падает духом. Шутит, иронизирует, хохмит, как и прежде. А кроме того, пишет замечательные стихи, поет свои песни. Первое официальное выступление Шандрикова состоялось в 1986 году, в Омске, на фестивале клубов СП... Потом, тоже в Омске, было еще несколько. А недавно, вот, он записал на профессиональной студии свой первый официальный альбом "Автопортрет". Сам нарисовал к нему обложку, сам написал аннотацию. И пусть лежит пока этот компакт на студии "мертвым грузом", я уверен - он выйдет, он обязательно выйдет! Первая книга, первый альбом... Уверен: будут скоро и сольные концерты Шандрикова, будут новые песни и стихи. И в заключение, хочу предоставить слово самому поэту. В этих словах - он сам, его жизнь.
...Вы спрашиваете о моем отношении к Богу, к религии ... Уважаю людей, искренне верящих и верующих в светлое, доброе, чистое. Сам я некрещён, но пару раз довелось побывать на собраниях, где проповедовали Иисуса. Был потрясён простотой и искренностью, с какой там было всё и говорено, и обустроено. Вышел весь какой-то чистый, одухотворённый, хотя половины и не понял, так как был с глубочайшего похмелья. А вообще же лично я уверен в том, что высший Разум существует, по чертежам и схемам которого и сотворён весь мир на нашей экспериментальной планете. Сколько цветов, птиц разных, животных!.. Бог, по-моему, это не тот, каким его представляют в легендах и всевозможных описаниях - этакий добряк-старичок с кудрявой седой бородкой, обитающий в ангельско-белых облаках. Это очень мощная система, управляемая наивысшим разумом, нами, к сожалению, пока не осмысливаемым. Дай бы Бог, чтобы человек (хотя бы один из ста!) мог постичь смысл и назначение своего существования, пребывания на этом свете. В этом, по-моему, смысл жизни. А не в том, чтобы вдруг повально бежать в церковь, покупать дорогие крестики на свою сволочную греховную грудь. А потом еще и непременно хвастать кому-то - вот, я теперь в новом качестве какой! Одна цепочка сколько стоит... Таких перестроившихся враз "святых" нынче развелось навалом. Лучше бы эти деньги отдавали в дом ребёнка, или в детдом, была бы польза. А так - это пыль в глаза, самолюбование и не больше. Я вообще не верил и не верю в массовое прозрение, поумнение и т. д. Человек - творение штучное, как любое настоящее дело его рук и мозгов".
Автор выражает глубокую признательность за
помощь в подготовке данной статьи координатору Авторского
клуба "Стихия" (г. Омск) - Ю. Мацневу.
© Игорь Ефимов, "Челябинская неделя", 6.04.2000 г.
"А правда, что Шандриков жив?
Если - да, то почему ничего не пишет?"
(Вопрос из письма)
Он жив. Он продолжает писать. Правда, в последнее время все реже и реже... Некоторые современные авторы буквально штампуют тексты по несколько десятков в год, стремясь как можно больше заработать на модном жанре. Сотнями выходят кассеты и компакт-диски с песнями, которые и не отличишь одну от другой. Похожие слова, похожие голоса... Кто о них вспомнит через несколько лет? Владимир Шандриков первые свои песни записал еще в 70-е и они до сих пор поются. Причем, некоторые из них давно уже живут собственной жизнью, стали народными в полном смысле этого слова. Это ли не признание таланта их автора? Другое дело, что многие "деятели" нашего "совкового" шоу-бизнеса, прекрасно зная, что автор этих песен жив и здравствует, крутят его песни в эфире, записывают на компакты и зачастую даже не ставят его в известность, не говоря уже о выплате авторских гонораров. Считают, наверное, что Шандриков давно уже "озолотился" на своих песнях! Как же - "живая легенда!" "А у "ходячей легенды" артериосклероз сосудов нижних конечностей. Да пальцы рук бывают даже летом холодные, как лед, т. к. "легенда" с марта 1999 года является инвалидом второй группы и с трудом, превозмогая боль, поднимается на свой третий этаж. И пройти с тросточкой без передышки может 100 метров". Это слова самого поэта, почти доведенного до "белого каления", неожиданно свалившейся на его голову и абсолютно ненужной ему "популярностью". Дешевой популярностью слухов и домыслов. В какой-то степени вызванной отсутствием достоверной информации о его жизни и творчестве.
Родившийся в предвоенный год Шандриков, говоря словами его же стихотворения, - "пережил семь царей": смерть и развенчание культа личности Сталина, недолгая Хрущевская оттепель, годы застоя и Горбачевская перестройка, и, наконец, нынешнее время (как то назовут его наши потомки?) - вот этапы большого пути, пройденного им вместе со всей страной. Он работал грузчиком и журналистом, литейщиком и спортивным комментатором, слесарем и расклейщиком афиш.
В 1964 г. Володя поступает в Пензенское Художественное училище. Вот как он сам рассказывает об этом: "Не было денег на дорогу, продал единственную ценность - магнитофон... Мать-то работала техничкой. В училище "висел" на Доске Почета, был уважаем и студентами, и преподавателями. Был старостой своей группы. Работал и учился на вечернем отделении. Тяжко было и морально, и материально. Писать начал вовсю стихи, участвовал в самодеятельности..." Если бы только стихи! Не ведая о том, что линия партии и правительства в очередной раз изменилась, и снова наступает пора "завинчивания гаек", он пишет в "Советскую культуру" большую статью о недостатках экспериментальной программы в своем училище. Реакция властей очевидна: отчисление учащегося Шандрикова, а заодно и всех остальных "подписантов". На этот раз "повезло", а могли ведь и ст. 70 УК припаять!
Владимир возвращается домой в родной Омск, женится, работает в Доме художника. Незаурядный художник, он участвует в выставках различного уровня, получает предложение вступить в Союз Художников... Но семья требует своего и он соглашается на приглашение в издательство "Омская Правда" - предлагают квартиру на выбор. Как ни согласиться, ведь к этому времени у него уже родилась дочь. Но недолго семейное счастье... Судьба в который раз заставляет его сделать выбор: Шандриков, защищая честь своей семьи, преступает закон. Результат - три года по статье 108 ч.1 - "Умышленное тяжкое телесное повреждение". Другой бы на его месте сломался, но настоящий талант не сдается ни при каких обстоятельствах.
В 1972 году происходит первая, так сказать, "пробная" запись Шандрикова, прямо на "химии" - немыслимое дело! Вместе с Евгением Шабановым они работают на строительстве ДК Милиции. Шабанов монтирует аппаратуру, а Шандриков "талантливо рисует номерки для раздевалки для ментов". К этому времени им было написано всего 5-6 песен, вот они-то и прозвучали на этом "концерте". А через полгода, в 1973 г. в том же самом ДК, ночью, как и положено, Владимир Шандриков совместно с тем же самым Шабановым (сейчас Е. Шабанов – звукорежиссер на Омском областном радио) записывает свой первый, уже полноценный альбом.
Его услышали. И в 1977 году Володя получает приглашение приехать в Одессу и записать свои песни совместно с Аркадием Северным и, как повествует легенда, Владимиром Высоцким. Высоцкий, правда, не приехал. Зато состоялось знакомством с Северным, который к тому времени был уже в самом зените своей славы. Они записали три концерта. Хотя, почему - они? Шандриков пел, практически, один. Аркадий в этот раз записал всего несколько песен и выступал скорее в несколько непривычной для него роли "ведущего":
- Володя! Я таки слышал - у вас в Сибири ходят до
сих пор таки черные медведи и гималайские даже?
- Это неправда! Медведи не ходят. Козлы - встречаются...
Наверное, с этого незамысловатого диалога и началось восхождение Владимира Шандрикова к славе. В Одессе он спел почти все свои песни, написанные к этому времени. А, кроме того, несколько чужих - Медина и Высоцкого, в том числе. Высоцкого - которого он сам считает одним из своих "заочных" учителей. На смерть которого он отозвался прекрасным стихотворением "Про бунтаря": "В каждой песне его неуемной - три аккорда плюс целая жизнь". Эти строки можно отнести и к творчеству самого Шандрикова.
Его песни не укладываются в общепринятые рамки жанра, они "не такие" как все. Песни Шандрикова очень узнаваемы. Их слова очень просты, в них нет "красивостей", но зато они написаны с великолепным знанием нашего могучего и великого Русского языка, всех его оборотов, поворотов и наворотов. Высокое и низкое, горькое и смешное, "хохмаческое" соседствуют в его балладах так же, как и в нашей жизни.
А ну, земляк, давай стакан на круг,
Хоть слово я давал себе - не пить.
Ушел еще один хороший друг,
Его не возвратить, не заменить...
- Это - Шандриков и:
У него повсюду связи -
В магазинах и на базе.
А у нас какие связи? -
Вытрезвитель только разве...
- это тоже он.
"Втихаря с могилы выползу,/ На кресте своем повешуся...",
"И в самый раз бы щас опохмелиться,/Но как назло ни денег, ни
друзей..."
Его можно цитировать и цитировать, но лучше, конечно послушать целиком или... прочитать. Да-да, именно - прочитать! Владимиром Романовичем подготовлена к печати книга стихотворений и очень хочется верить, что она выйдет, хотя еще и не решены все проблемы с издательством. Немногочисленные записи 80-90-х гг. не дают полного представления о том, что было создано поэтом в эти годы. А написано было немало, причем некоторые произведения последних лет, я думаю, многим будут неожиданны по своим темам и средствам выражения. Мало кому известны, например, его миниатюры - "эпиграммки", как он их сам называет:
Там нет воды, еды и света...
Там беспредел и всё растленно.
Там ни ... вообще-то нету.
Но: государство суверенно!
К сожалению, государство зачастую "суверенно" и по отношению к своим гражданам....
Но живет в своем родном Омске прекрасный поэт и художник Владимир Шандриков. Живет, как и большинство простых Россиян, нисколько не надеясь на это самое государство, а только на свои собственные силы. Делает своими руками мебель - себе и другим. Режет по дереву, выпиливает, подрабатывает художником-оформителем. Жить-то надо! Разве проживешь на одну пенсию... Но он не падает духом. Шутит, иронизирует, хохмит, как и прежде. А кроме того, пишет замечательные стихи, поет свои песни. Первое официальное выступление Шандрикова состоялось в 1986 году, в Омске, на фестивале клубов СП... Потом, тоже в Омске, было еще несколько. А недавно, вот, он записал на профессиональной студии свой первый официальный альбом "Автопортрет". Сам нарисовал к нему обложку, сам написал аннотацию. И пусть лежит пока этот компакт на студии "мертвым грузом", я уверен - он выйдет, он обязательно выйдет! Первая книга, первый альбом... Уверен: будут скоро и сольные концерты Шандрикова, будут новые песни и стихи. И в заключение, хочу предоставить слово самому поэту. В этих словах - он сам, его жизнь.
...Вы спрашиваете о моем отношении к Богу, к религии ... Уважаю людей, искренне верящих и верующих в светлое, доброе, чистое. Сам я некрещён, но пару раз довелось побывать на собраниях, где проповедовали Иисуса. Был потрясён простотой и искренностью, с какой там было всё и говорено, и обустроено. Вышел весь какой-то чистый, одухотворённый, хотя половины и не понял, так как был с глубочайшего похмелья. А вообще же лично я уверен в том, что высший Разум существует, по чертежам и схемам которого и сотворён весь мир на нашей экспериментальной планете. Сколько цветов, птиц разных, животных!.. Бог, по-моему, это не тот, каким его представляют в легендах и всевозможных описаниях - этакий добряк-старичок с кудрявой седой бородкой, обитающий в ангельско-белых облаках. Это очень мощная система, управляемая наивысшим разумом, нами, к сожалению, пока не осмысливаемым. Дай бы Бог, чтобы человек (хотя бы один из ста!) мог постичь смысл и назначение своего существования, пребывания на этом свете. В этом, по-моему, смысл жизни. А не в том, чтобы вдруг повально бежать в церковь, покупать дорогие крестики на свою сволочную греховную грудь. А потом еще и непременно хвастать кому-то - вот, я теперь в новом качестве какой! Одна цепочка сколько стоит... Таких перестроившихся враз "святых" нынче развелось навалом. Лучше бы эти деньги отдавали в дом ребёнка, или в детдом, была бы польза. А так - это пыль в глаза, самолюбование и не больше. Я вообще не верил и не верю в массовое прозрение, поумнение и т. д. Человек - творение штучное, как любое настоящее дело его рук и мозгов".
Автор выражает глубокую признательность за
помощь в подготовке данной статьи координатору Авторского
клуба "Стихия" (г. Омск) - Ю. Мацневу.
© Игорь Ефимов, "Челябинская неделя", 6.04.2000 г.