В Шансоне.РУ - универсальный портал о шансоне!

Биография Олега Митяева



Митяев Олег Григорьевич родился 19 февраля 1956 в Челябинске, живет в Москве.
Отец - рабочий Челябинского трубопрокатного завода. Мать - домохозяйка. В 1963 году Олег поступил в начальную школу №59, затем в 1967-м- в среднюю школу №55. В 1969 году Олег перешел в среднюю школу № 68.

"Если бы меня в детстве кто-нибудь спросил, кем я хочу стать, то я бы с удовольствием ответил - собаководом, - рассказывает Митяев Олег. - Я тогда не знал, что эта профессия называется кинолог, что мне не помешало приручить всех собак в округе. Я с ними нашел общий язык, всех прикормил. Ещё я строил собакам будки, а зимой они меня на лыжах возили по озеру. А когда приезжали отловщики дворняг, то я делал большое тимуровское дело, собирал всех собак и прятал. . . У меня очень правильные рабоче-крестьянские родители, поэтому дома не было слышно мата и практиковалось уважительное отношение друг к другу. Отец систематически "закладывал", поэтому с детства я знал, что это плохо и не пил до тридцати лет. . . Хотя меня иногда пороли, например, за выстриженные ромбики на новых занавесках. Я очень благодарен своей маме. Я мог психануть по какому-нибудь поводу, выйти, громко хлопнув дверью, но тут же от нее за это получал. И для меня это оказалось полезно, потому что в дальнейшем я научился держать себя в руках.

По части шпанистости и мордобоя у нас был настоящий бандитский двор. Очень лихие ребята! В дальнейшем кое-кто проявлял свою лихость, став, например, одиннадцатикратным чемпионом мира по хоккею. Это я про Сергея Макарова говорю. Или Сергей Стариков, тоже хоккеист, выросший в нашем дворе. Правда, он был моложе нас, и никто тогда не принимал его всерьез. Некоторые ребята, не менее талантливые, чем Макаров и Стариков, сели в тюрьму. Я был не очень лихой, но поскольку все ребята были для меня своими, то я их не боялся, и они меня не трогали. К тому же родители за мной тщательно следили, даже юношеские попытки закурить тут же пресекались. . .

Как выясняется, я замедленного развития человек. Я не был готов даже к программе первого класса - получал только "колы" и "пары". Потом, пройдя через совершенно изнурительные времена, я к восьмому, наверное, классу вышел на "тройки" и "четверки". Так что самой большой радостью в школе для меня были каникулы и перемены. Гитара начиналась, как у всех. Мальчики и девочки выучили бой "восьмерочкой", еще не зная никаких аккордов. Потом появилась гитара, на которой было вначале две струны, и все научились играть "Цыганочку", ведь ее как раз очень удобно играть на двух струнах. Когда появились все струны, пошли уже "маленькая звездочка", "большая звездочка", "барре", "Гимн восходящему солнцу" и весь набор тех лет: "От меня до тебя шагать. . . ", "Синий-синий иней. . . " и т. д. Вообще то, что знают все. . . Я так долго этим занимаюсь, что кажется, будто я умею играть на гитаре, на самом деле я больше это показываю лицом. Конечно же, я прошел такие периоды, когда мне впервые показали песни Визбора, Дольского и я выучивал эти кассеты наизусть. Отчетливо помню, что я сначала полюбил три песни на кассете Александра Суханова, потом четыре, а затем и всю кассету выучил наизусть. . . " В 1971 году Олег Митяев поступил и в 1975-м окончил Челябинский монтажный техникум по специальности техник-электрик ("монтаж электрооборудования промпредприятий"). С 1975 по 1977-й - служил в армии. В 1977-м поступил и в 1981 году окончил, причем с отличием, Челябинский институт физкультуры: специальность - тренер по плаванию. С 1981 по 1985-й работал преподавателем в институте, зав. клубом в пансионате "Сосновая Юрка" под Челябинском, во время учебы в институте работал монтажником, художником, дворником и в ансамбле торгового центра города Челябинска. В 1985 году Олег Митяев был приглашен на работу в Челябинскую филармонию в качестве артиста. В 1986-м поступил и в 1991-м году закончил ГИТИС им. Луначарского (ныне Российская Академия театрального искусства). Олег Митяев снялся в нескольких фильмах: д/ф "Два часа с бардами" (Мосфильм), х/ф "Игра с неизвестным" (киностудия им А. Довженко), х/ф "Сафари номер шесть" и "Убийца" (Свердловская киностудия). Песни Митяев пишет с 1979 года на свои стихи.

"Из-за любви к песне "Марш монтажников", я в 71-м году поступил и случайно закончил монтажный техникум в родном городе Челябинске, - рассказывает Олег. - Я тогда подумал: "Вот это работа! Вот это жизнь!" Но потом, когда столкнулся с сопроматом, с другими точными науками, загрустил. К тому же ездить на занятия приходилось к восьми утра через весь морозный Челябинск. Но тут я для себя сформулировал' "Надо брать себя в руки. Если я сейчас не привыкну работать, то все пойдет прахом. . . ". И ходил на занятия, получая какие-то оценки, очень четко при этом понимая, что все это не мое. . . И еще я увлекся плаванием, даже стал перворазрядником, но тут внезапно наступила армия. Я активно занимался спортом, плавал, и как-то мне обещали, что без армии обойдется. А в итоге получилось так, что вечером я еще тренировался, а утром оказался налысо обритым. Служить мне выпало в трудном месте, в городе Москве. Я охранял адмирала флота Советского Союза, был матросом, носил морскую форму. Два года службы пролетели впустую. Я ведь тогда не знал, что буду писать песни, иначе во время службы уже стал бы что-нибудь сочинять.

А потом - Институт физкультуры по специализации "плавание". Поразительно, но закончил я его с отличием, у меня не было ни одной четверки, и я получал Ленинскую стипендию. При этом я не так уж блистал знаниями, сколько играл образ знающего человека. Тогда и подумал: "А не актерская ли профессия мне уготована?" Практически все знакомые тогда утверждали, что я учусь не там где надо. . . Участие в конкурсах художественной самодеятельности и страсть к лицедейству привели меня в театральный институт (ГИТИС), который в 1992-м году я, как ни странно, тоже закончил. И ни одно из полученных образований до сих пор не пригодилось, так как с 1980 г. я сочиняю песни и пою их, где попросят:С Петей Старцевым мы познакомились в Институте физкультуры, когда убирали картошку, и стали петь дуэтом. Как-то он пришел и говорит: "Скоро будет областной конкурс политпесни. Ты должен написать политическую песню". Я спрашиваю: "Как?" Он говорит: "Очень просто. В первом куплете должно быть про Гражданскую войну, во втором про Отечественную, а в третьем куплете- про сегодняшний день. И еще должен быть яростный припев". Я уединился и за полтора часа все написал. В припеве были такие слова: "А вы, товарищ, что вы лично сделали, чтобы меньше стало смерти на Земле?!!" Репетировали мы эти строчки особенно серьезно и даже зло, так что у самих мурашки по коже бегали.

Когда на областном конкурсе политпесни очередь дошла до нас, мы жахнули: "А вы, товарищ. . . " Всем очень понравилось. . .

И когда одна девушка доверительно спросила: "А как удалось написать такую песню?" Я доверительно и честно рассказал: "Пришел Петя и говорит: "Напиши политическую песню". Я говорю: "Как?" И так далее. Тогда девушка стала серьезной и сказала: "А я сразу заметила, что у вас все песни с душком!" А комсомольский вожак спросил: "Вот вы спрашиваете, что сделали, чтоб меньше стало смерти на Земле, а что вы сами-то сделали?" На что я ответил, что мы спросили первые. Началась перепалка, и на конкурсы политпесни нас больше никогда не приглашали:" Как-то Митяев со своим другом Петей Старцевым показали Булату Окуджаве песню Г. Сильчука "Аксинья" в их исполнении, которая тогда очень нравилась Олегу. "Песня эта про бойца Первой конной армии, - рассказывает Олег Митяев, - и пели мы ее с этакой лихостью, как будто сами скакали в отряде Буденного. Булат тогда был в Челябинске. Мы пришли к нему в гостиницу и, что называется, "жахнули": "С нашей Первой конною мы пойдём до конца!"На что Булат Шалвович сказал: "Куда вы пойдете? Что вы несете?!" А когда он послушал эту песню из зала, то сказал (я уж не помню, кто мне это передал: "Это сладкая какашка!"А через несколько лет, послушав первые песни Митяева, Окуджава скажет: "У Олега Митяева есть неукротимое стремление совершенствоваться, работать над собой. А это иногда важнее, чем неизменно ровный, средний, хороший уровень. Когда работа не прекращается - значит, зреет открытие". "Я бы не стал разделять творчество на авторскую песню, блатняк, джаз, - говорит Олег Митяев. - Это один мир. А то, что кто-то исполняет мои песни, так я давно говорю: пойте на здоровье. Я спокойно к этому отношусь. Кто их поет и как они прозвучат, это не так уж важно. Главное, что они кому-то нравятся. . . " Всенародно известные песни Олега Митяева: "Соседка", "Француженка", "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!", "Давай с тобой поговорим", "Сестра милосердия", "В осеннем парке", "Авиатор", "С добрым утром, любимая", "Крепитесь, люди! Скоро лето!", "Лето - это маленькая жизнь" и множество других.

В 1987 году Митяев знакомится с Константином Тарасовым, и они начинают выступать вместе. С ним же, как аранжировщиком и вторым гитаристом, записаны три пластинки Митяева и три компакт-диска. Константин Тарасов до шестнадцати лет вместе с родителями жил в небольшом колымском поселке, и всегда на чем-нибудь играл. В 1972 году, в составе ансамбля Тарасов стал лауреатом Всесоюзного фестиваля самодеятельного творчества. "После того как мы переехали в Москву, я играл в небольших оркестрах и занимался гитарой, немного сочинял, - рассказывает К. Тарасов. - До сих пор отношусь к композиторам, как к небожителям. . . Я закончил исторический факультет пединститута, решив не заниматься музыкой. Но все вернулось на круги своя. Мы встретились с Олегом Митяевым, и я перешел на работу в Челябинскую филармонию. . . " В 1992 году с группой актеров Театра им. Моссовета О. Митяев и К. Тарасов участвовали в спектакле "Большой Владимир" (Митяев в роли В. Маяковского, Тарасов - как актер и автор музыки к спектаклю). Премьера спектакля состоялась в Италии.

В последние годы Олег Митяев работает с аккомпаниатором и аранжировщиком Леонидом Марголины, с которым записано 3 альбома, в том числе альбом "Крепитесь, люди! Скоро лето!". В записи альбома принимали участие С. Манукян и группа "Ариэль" - это девятый по счету альбом Митяева. Также с Леонидом Марголиным Олег Митяев записал альбом "ЖЗЛ" и альбом на стихи И. Бродского и музыку Леонида Марголина, которые вышли в 2002 году.

На такие песни Олега Митяева как "Лето-это маленькая жизнь", "С добрым утром, любимая", "Дорога" и "Крепитесь, люди! Скоро лето!" сняты видеоклипы, которые вошли в видеокассету с записью концерта в ГЦКЗ "Россия". Олег Митяев: "Писать - для меня значит бездельничать: читать, встречаться с друзьями, подолгу с ними беседовать, иногда выступать. . . Хотя концертов, откровенно говоря, могло быть и меньше. Но когда собираются полные залы и я знаю, что люди меня ждут, приходится ехать и выступать. . . " Концерты Олега Митяева обычно длятся от двух с половиной до трех часов, хотя слово "концерт" в привычном понимании к выступлению Митяева не совсем подходит. Его концерт - чистая импровизация, песни зависят от настроения зала, а шутки и воспоминания - от интонации сказанного кем-то из зрителей слова. Несмотря на то, что песни Митяева зачастую грустные, на сцене Митяев очень веселый, зал прекрасно реагирует на его шутки, хотя в песнях и грусть. С гастролями Митяев объездил всю Россию и множество стран: был в Германии и США, Франции и Израиле, в Италии и ЮАР (дважды), где записал диск в зале Национального театра в Претории, также диск вышел в Кёльне (Германия). Олег Митяев: "Мы довольно много выступали в Германии. Немцы приходили и все время глупо улыбались. Я был вынужден так же глупо улыбаться в ответ, независимо от содержания песни. А вот когда я спел несколько песен по-немецки - были сделаны поэтические переводы всех песен, - вот тут я заметил, как у них изменились глаза. Правда, и у меня они, наверно, изменились, потому что я сам перестал понимать, что пою. В Германии перед концертом продавали компакт-диски и тексты с подстрочным переводом, в Южной Африке перед каждой песней шел перевод на английском языке. Но если бы я пел рок или кантри, меня бы туда не пригласили, потому что им хочется услышать, что поют русские. Национальная публика про Россию мало что знает. Поэтому, конечно, бывает масса недоразумений. Например, немцы не могли понять песню про ненаточенные ножи. Для русского слушателя ясно: у женщины ненаточены ножи, значит, в доме нет мужчины. А немцы меня спрашивают: "Есть же электрическая точилка, можно купить. Почему же эта женщина так страдает? Давайте мы купим ей". А во Франции ошибочно перевели слово "соседка" как "ночной медведь". И французы так серьезно песню воспринимали: Россия, метель, медведь:"

Загрузка...
Добавление комментария